Духовые. Руководство пользователя

Духовые. Руководство пользователя


Всё про духовые инструменты


Разновидности духовых инструментов


Существует три группы духовых инструментов. Они отличаются по способу образования звука. Группа №1: амбушюрные (мундштучные). Самый известный русский инструмент из этой группы - владимирский рожок или, по-другому, пастушья труба. Группа №2: язычковые. К этой группе относится большое семейство русских пастушьих рожков - тверской, курский и др. В эту группу входит и другой старинный русский инструмент - волынка. Группа №3: свистковые (флейтовые). Самый распространённые русские инструменты из этой группы - свирель и глиняные свистульки (соловьи).

_______________

Настройка духовых инструментов

Практические все традиционные русские духовые инструменты не требуют дополнительной подстройки (за исключением инструментов с пищиками). Строй духового инструмента задаётся в момент его производства. Строй русских духовых в основном диатонический. Инструменты с небольшим количеством игровых отверстий - от трёх до шести.  


Особенности работы с пищиком


Пищик - это устройство для возбуждения звука в рожке. В профессиональной среде эту часть инструмента называют "трость". В русских традициях пищики бывают тростниковыми и деревянными. Нужно помнить что это самая хрупкая и "ответственная" деталь инструмента. Перед началом игры следует смочить пищик, положив его на язык. После достижения необходимой мягкости, пищик требуется разыграть в течение нескольких минут и после этого включаться в игру. Пищик способен "разогнать" рожок до диапазона в 1,5 (!) октавы с хроматической раскладкой. Такой широкий диапазон достигается особым приёмом - смещением передних зубов исполнителя вверх по длине язычка пищика. 

_______________


Особенности ухода за духовыми инструментами


Дудки - штука хрупкая. С дудками нужно быть аккуратнее. После каждого сеанса игры инструмент рекомендуется протереть тряпочкой и дать высохнуть. Хранить инструмент надлежит в твёрдом чехле. При хранении избегать мест с излишне сухим воздухом - это губительно для духового инструмента. 

________________


История духовых инструментов

краткая историческая справка




Духовые инструменты были знакомы нашим предкам ещё во времена восточно-славянской общности. Свои инструменты и традиции их изготовления славяне принесли и на территорию современной России. Первые упоминания о русских духовых встречаются в самых ранних летописных источниках начиная с XII века (Повесть временных лет). Первые экземпляры русских духовых инструментов - свирелей - обнаружены в раскопках Новгорода Великого в слоях XI века, а в раскопках Старой Руссы в слоях XIV века найдены части волынки. Позднее, вместе с расселением русского народа, группа духовых инструментов расширялась и воспринимала традиции других народностей, в первую очередь финно-угорских. Многовековые процессы изменений, происходившие в народной музыке, привели к тому, что на сегодняшний день перечень русского духового инструментария оказался очень обширен. К древнейшим типам флейтовых инструментов прибавились разнообразные амбушюрные и язычковые, от пастушьих труб до большого семейства русских рожков. Духовые инструменты в русской культуре были на первых позициях вплоть до рубежа XIX-XX веков, об этом ярко свидетельствуют письменные, изобразительные и фольклорные источники. 

Ярче всего русская духовая традиция сохранилась в среде деревенских пастухов. Одно из самых заметных явлений в этой культуре - совместная ансамблевая игра рожечников, т.н. рожечные хоры. На ярмарках, куда стекались пастухи в поисках найма на летний сезон, стихийно образовывались большие группы исполнителей, игравших вместе традиционные наигрыши, песни, пляски. В повседневной деревенской жизни рожечники также принимали активное участие и в моменты празднеств часто присоединялись к общему действу, звучали вместе с балалаечниками, гусельниками, гармонистами. Настоящая популярность к аутентичным русским крестьянским рожкам пришла в 1970-1980-е годы. Благодаря деятельности Анны Рудневой, Ксении Бромлей, Сергея Старостина, Михаила Горшкова и других исследователей были открыты замечательные живые традиции по игре на этих инструментах. Наиболее полно оказалась зафиксирована рожечная культура Верхневолжских, Северо-Западных и Южных областей России. В настоящее время духовые инструменты в народной среде по прежнему звучат, но встречаются не часто, традиция игры на них переместилась в среду сценических ансамблей, любительских коллективов и отдельных исполнителей.


Тексты: Мануфактура БалалайкерЪ. Любое копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения владельца.