Статьи

Статьи

Газета Ульяновская Правда: репортаж про БалалайкерЪ

Газета Ульяновская Правда: репортаж про БалалайкерЪ Трое друзей возродили в Ульяновске старинный промысел - производство русских струнных инструментов.
 
Дух старых мастеров
 
Открытию мануфактуры «Балалайкеръ» предшествовали многолетние фольклорные экспедиции по Волге, по северным и южным областям России. Энтузиасты Сергей Ключников, Евгений Харламов и Александр Дмитриев искали местные, полузабытые музыкальные традиции русского крестьянства. В былые времена в селах Симбирской губернии, а потом и Ульяновской области струнные инструменты производили в очень больших количествах. А последние мастера, которые жили в ульяновских деревнях, делали балалайки еще в начале 1990-х годов. 
 
Богатый исследовательский опыт не прошел бесследно. В 2013 году в центре Ульяновска в историческом здании на улице Федерации, где, кстати, долгое время была музыкальная мастерская и там делали в том числе и балалайки, начала работу мануфактура. 
 
- Мы духовно ощущаем себя преемниками этого деревенского промысла, - рассказывает один из совладельцев мануфактуры Сергей Ключников. - Многие из тех, кто сейчас трудится на мануфактуре, - это выходцы из деревень. И на балалайках играли их дедушки и бабушки. 
 
От доски до деки 
 
Рождение балалайки начинается в распиловочном цехе. Здесь на станках выпиливают отдельные детали инструмента: заклепки - элементы задней стенки, лопатки - также известные как головки грифа, сами грифы, передние деки... 
 
- Всего в балалайке, несмотря на ее небольшие размеры, около 70 деталей. Причем многие из них очень маленькие, вроде ладов или колков на лопатке. Но без них инструмент не будет звучать, - объясняет Сергей. 
 
Отдельный вопрос - из чего именно делают балалайки. Оказывается, в зависимости от дерева меняется и звучание инструмента. Например, один из лучших материалов - это клен. Он и прочный, и красивый, и балалайки получаются из него звонкие. Но если к нему добавить другую породу, то инструмент сможет не только звенеть, но и «гудеть». Вообще вариантов материала масса. 
 
- Вот береза - она при обработке становится как бы перламутровой; вот груша - она очень твердая, и мы из нее делаем те детали, которые могут быстрее всего износиться. Вот дикая вишня - из нее хорошо получаются декоративные элементы, - перекладывает разноцветные доски мастер. 
 
Производство балалаек хоть и народный промысел, но на мануфактуре и от современных благ не отказываются. Так, прямо перед нашим приходом лопатки достали со станка с ЧПУ. 
 
- Если мы не будем использовать современные технологии, нам проще закрыться, потому что мы не будем успевать за спросом, - добавляет начальник производства Александр Дмитриев. 
 
Спокойно, это работа
 
В главном цехе, сердце мануфактуры, кипит работа. Вот парень по имени Евгений собирает из клепок корпус балалайки, и она получает знакомые очертания. Рядом молодой человек Андрей делает лады, старясь не задеть деку, чтобы не испортить звучания. А за соседним столом устанавливают порожки для натяжения струн. На первый взгляд все это кажется не таким уж и сложным, если не считать, что делают мастера примерно по 40 - 50 балалаек в неделю. На вопрос, тяжело ли, Евгений, не разгибаясь, отвечает:
 
- Восемь часов на ногах и периодически согнувшись - как вы думаете, тяжело? 
 
При сборке балалаек очень много мелкой работы. Собственно, это одна из причин того, что на мануфактуру берут только психологически уравновешенных людей. Плюс с мастерами работает настоящий психологический тренер - один из создателей мануфактуры Евгений Харламов. 
 
- К нам приходили опытные столяры, которые много лет проработали на мебельном производстве. Но они не выдерживали и уходили. Здесь именно трудно не столько физически, сколько психологически, - объясняет Александр Дмитриев. 
 
Александр, кстати, занимается наиболее тяжелой в психологическом плане работой - он натягивает струны на балалайки. Кстати, они на мануфактуре только металлические. Потому что металл позволяет лучше всего передать звучание самого распространенного балалаечного строя - русского. 
 
Балалайка из-за гор
 
Сейчас инструменты с этого небольшого производства разлетаются по всему миру. По словам Сергея Ключникова, они отправляли инструменты в Германию, Францию, Канаду, США. Причем если из Европы и Канады заказывают чаще всего потомки эмигрантов, то из США коренные американцы. 
 
- Я не знаю, то ли они так любят Россию, то ли, наоборот, не любят и хотят ритуально сжечь балалайку, - шутит Ключников. - Но заказывают инструменты люди с именами вроде Джон Смит.
 
Как говорит Сергей, американцы вообще довольно разборчивы в инструментах. Например, на ярмарках они просят именно «фолк-балалайка», то есть народную балалайку - такую, какие и делают в Ульяновске. Потому что есть еще академическая балалайка, на которой играют в оркестрах. 
 
«Балалайкер», конечно, не единственное производство русских инструментов в стране. Крупные предприятия есть еще в Санкт-Петербурге и Ижевске. Но всем им далеко до объемов, которые производят… в Румынии. Да, именно эта страна сейчас лидер на рынке продаж балалаек, Россия даже не на втором месте. По словам Сергея Ключникова, еще два лидера - это Португалия и Пакистан. На их балалайках не так просто что-то сыграть. Они скорее для того, чтобы висеть на стене как украшение. Но массовость сейчас на стороне румын, португальцев и пакистанцев. А те, кто выпиливает клепки, пропиливает лады и натягивает струны на ульяновские балалайки, надеются, что ситуация со временем изменится. 
 
- Все-таки у румын нет того фундамента, который есть у нас. Они не слышали, как играют на балалайке наши дедушки, - говорит Сергей Ключников. 
 
Ульяновская балалайка Оззи Осборна
 
В России основными покупателями ульяновских балалаек и народных балалаек вообще являются любители фолк-музыки или фольклора. Иногда сами представители мануфактуры дарят свои инструменты известным личностям. Например, на прошедшем недавно в Калужской области рок-фестивале Folk Summer Fest обладателями ульяновских балалаек стали вокалист молдавской группы Zdob si Zdub Роман Ягупов, лидер финского коллектива Korpiklaani Йоне Ярвеля и лидер фарерской метал-группы TYR Хери Йонсен. До того ульяновские инструменты были подарены группе KISS и рок-музыканту Оззи Осборну. А самым известным «активным пользователем» балалайки с улицы Федерации является электрофолк-музыкант Нейромонах Феофан. 

Автор - Игорь Улитин
Источник - http://ulpravda.ru/rubrics/cilture/sygrai-mne-na-berze-ulianovtsy-vozrodili-starinnyi-promysel

Назад к списку статей